Вопрос, который предлагается Вашему вниманию, был, в общем-то, важен и актуален всегда. Но не будет преувеличением считать, что сегодня, в условиях нашей российской действительности, его важность и актуальность особенно велики.
Велики потому, что характерной чертой нашей российской действительности является наличие в ней классовых антагонизмов и неизбежного их спутника – классовой борьбы. А вопрос о партийности и беспартийности в политике есть один из аспектов классовой борьбы как более широкой теоретической и практической проблемы.
Вот и нужно, осваивая проблему классовой борьбы, прояснить свое понимание и этого вопроса, нужно понять:
- что такое партийность и беспартийность в политике;
- чем они обусловлены;
- в чем проявляются;
- и как мы должны эти знания использовать в нашей повседневной партийной деятельности.
Убежден, что и на этот раз основой наших размышлений должен стать марксизм-ленинизм. Данный вопрос в нем раскрыт очень подробно. И марксистско-ленинские представления о партийности и беспартийности в политике обладают подлинной научностью.
Итак, с точки зрения марксизма-ленинизма, под партийностью понимается классовая направленность взглядов и поведения людей. Т. е. отражение во взглядах и поведении людей интересов определенных классов или социальных слоев. Люди думают и действуют в соответствии с характером данных интересов. И их мысль и действия направляются на то, чтобы эти интересы максимально полно реализовать. Вот такое состояние и конкретных людей, и каких-то целых общественных сил называется их партийностью.
Само же понятие «партийность», конечно, связано с деятельностью политических партий, поскольку именно они наиболее четко выражают интересы классов, слоев и руководят их борьбой. Официальным выражением партийности политических партий являются их идеологии. Т. е. система идей, в теоретической форме выражающих интересы тех классов и слоев, к которым политические партии принадлежат.
Идеология – это мировоззрение политических партий, их взгляд на социальную действительность – какая она есть и какой должна быть. Излагается идеология в трудах теоретиков партий и партийных документах, прежде всего в партийных программах. Опираясь на свою идеологию политические партии разрабатывают стратегию и тактику действий в конкретных исторических условиях.
Значит, соотношение здесь такое:
- Исходный, глубинный основой партийности являются интересы общественных классов и слоев. Они (интересы) определяют характер, направленность партийности. Каковы интересы классов и слоев, такова и их партийность.
- Непосредственным носителем партийности выступают политические партии.
- А официальное выражение партийность получает в идеологии классов, слоев и закрепляется в теоретическо-партийных документах.
Нужно особо подчеркнуть, что, хотя партийность прежде всего связана с деятельностью политических партий, ошибочно считать, будто она присуща только тем, кто формально состоит в какой-либо партии. В классово разделенном обществе все люди в известном смысле партийны, ибо принадлежат к определенному классу, слою и в силу данной принадлежности думают и действуют в соответствии с их интересами.
Значит, полностью беспартийным в политике нельзя быть в принципе. И партийность свойственна человечеству на протяжении всей истории антагонистических общественно-экономических формаций.
В характеристике партийности прежде всего, по-моему, нужно выделять следующие три момента.
Первый момент касается вычленения возможных типов партийности. В советские годы, когда мы говорили о партийности или непартийности поведения людей, мы всегда имели в виду нашу, коммунистическую партийность. А ведь она может быть не только коммунистической. И убежденными людьми могут быть не только коммунисты, но и представители других классов и слоев.
Современное человечество, как известно, в первую очередь состоит из трех самых главных общественных групп – крупной буржуазии, мелкобуржуазных слоев и пролетариата, рабочего класса. Соответственно можно выделить и три главных типа партийности – буржуазная партийность, мелкобуржуазная партийность и пролетарскую, социалистическую, коммунистическую, марксистско-ленинскую партийность. Ну, ясно, что суть буржуазной партийности заключается в отстаивании таких общественных порядков, при которых безраздельно мог бы господствовать крупный капитал. И, значит, тот, кто борется за такие порядки стоит на точке зрения буржуазной партийности.
Суть мелкобуржуазной партийности заключается в отстаивании таких общественных порядков, при которых главными были бы различные мелкобуржуазные слои. И, значит, тот, кто борется за такие порядки стоит на точке зрения мелкобуржуазной партийности.
Суть пролетарской, социалистической, коммунистической, марксистско-ленинской партийности заключается в отстаивании таких общественных порядков, при которых (как поется в песне) «владыкой мира был бы труд», т. е. люди труда. И, значит, тот, кто борется за такие порядки стоит на точке зрения пролетарской, социалистической, коммунистической, марксистско-ленинской партийности. Говоря точнее, наша с вами, т. е. коммунистическая партийность заключается в том, что мировоззрение, идеологию коммунистов составляет марксистско-ленинское учение, а их деятельность направляется на более полное, последовательное выражение и отстаивания интересов рабочего класса, других трудовых слоев общества.
И сквозь призму такой коммунистической партийности мы должны воспринимать весь мир, прежде всего нашу российскую действительность, все события, действия всех политических сил и всех политических деятелей. Т. е. при оценке событий и действий мы должны прямо и открыто становится на точку зрения людей труда, их интересов. Всё соответствующее этим интересам должно поддерживаться, всё противоречащее им – отвергаться.
Второй момент в характеристике партийности касается выявления её социально-политической роли в обществе. По данному параметру партийность может быть прогрессивной и реакционной.
Прогрессивная партийность – это партийность, выражающая интересы такого класса, слоя, которые находятся на восходящей ступени своего развития и устремления которых совпадают с общим ходом истории. В этом случае борьба за интересы данного класса, слоя способствует общественному прогрессу и двигает человечество вперед.
Реакционная партийность – это партийность, выражающая интересы такого класса, слоя, которые находятся на нисходящей ступени своего развития, являются отживающими и устремления которых противоречат общему ходу истории. В этом случае борьба за интересы данного класса, слоя мешает общественному прогрессу и сдерживает движение человечества.
И третий момент в характеристике партийности касается выяснения вопроса: а как соотносится принцип партийности в оценке общественных явлений с принципом научного подхода к ним. Ведь успех в любом деле (в том числе и в политике) зависит от научной обоснованности предпринимаемых мер, иначе неудача и поражение неизбежны. И на первый взгляд, может показаться, что партийность и научность по своей природе несовместимы. Научность требует беспристрастного отношения к действительности. А партийность изначально пристрастна, поскольку подходит к действительности с классовых позиций.
Так вот по данному параметру партийность может быть субъективистской и объективной.
Субъективистская партийность имеет место тогда, когда выражаемые ею классовые интересы противоречат ходу общественного развития. В этом случае носители такой партийности вынуждены (защищая свои интересы) искажать действительность, маскировать свои подлинные цели, отступать от требований науки и создавать различные ненаучные теории. Здесь действительно партийность и научность расходятся.
Объективная партийность имеет место тогда, когда выражаемые ею классовые интересы соответствуют ходу общественного развития. В этом случае носители такой партийности (защищая свои интересы) действуют в соответствии с требованиями исторических законов. И у них нет необходимости действительность искажать и подлинные свои цели маскировать. Наоборот, чем более адекватно они будут отражать действительность, тем большего результата достигнут. Здесь, значит, пристрастность научному взгляду не мешает, здесь партийность и научность совпадают.
Таким образом, из сказанного видно, что субъективистская партийность – это одновременно и партийность реакционная. А объективная партийность одновременно – и партийность прогрессивная. И у коммунистов есть все основания считать, что пролетарская, социалистическая, коммунистическая, марксистско-ленинская партийность – это партийность прогрессивная и объективная. Потому что она выражает интересы прогрессивных классов и слоев и позволяет при всей своей пристрастности обеспечивать подлинно научный взгляд на явления общественной жизни.
Тут, правда, можно спросить: как же так, партийность наша прогрессивная и объективная, а социализм в СССР, других странах потерпел жестокое поражение?
Дело в том, что партийность – это совокупность идей. А, как совершенно справедливо отмечали Маркс и Энгельс, идеи сами по себе ничего не могут в реальной жизни осуществить. Для осуществления преобразований нужна материальная сила – люди, массы. Идеи становятся материальной силой лишь тогда, когда они овладевают массами (1). И, добавим мы, когда массам удается реализовать заложенные в идеях возможности.
К сожалению, нам в полной мере сделать это не удалось. И в нашем поражении виновата не коммунистическая партийность, а отступления от неё. Люди клялись коммунистической партию, а сами попирали её, что и дало в итоге такой трагический результат.
Вот что, как минимум, следовало сказать о партийности в политике.
Теперь поговорим о беспартийности в политике.
Хотя, как мы отмечали, полностью беспартийным нельзя быть в принципе, уровень осознания и выражения партийности может быть неодинаков. И низкий уровень осознания и выражения партийности порождает у людей, целых общественных сил состояние недостаточной партийной определенности или мнимой беспартийности. В марксизме-ленинизме указаны такие причины и такие выражения этого явления.
Мнимая беспартийность может быть результатом неразвитости классовых отношений, классовых противоречий. В этих условиях участники политики ещё не могут в полной мере осознать свои интересы, добиться ясного понимания общественных группировок, наметить классово выдержанную позицию.
Ленин в 1909 г., оценивая под таким углом зрения поведение участников избирательной кампании в третью Думу, писал: “Всякая беспартийность всегда означает, даже при исключительно удачных случаях, неясность и неразвитость политического сознания и кандидата, и поддерживающей его группы или поддерживающих его партий, и участвующей в его выборах массы” (2). И, наоборот, он указывает, что чем более политически развиты, просвещены, сознательны население и классы, тем, по общему правилу, выше их партийность (3).
Мнимая беспартийность может быть результатом общенационального характера борьбы. Имеется в виду ситуация, когда все (или почти все) классы какой-либо страны решают совместно какую-либо единую задачу.
Например, так сложилось в России в революцию 1905 – 1907 гг. Она была общедемократической, когда фактически все общество боролось против царизма. И эта общая борьба неизбежно породила ощущение неклассовости происходящего.
Ленин тогда писал: “Отпечаток внешней беспартийности, видимость беспартийности неизбежно приобретается при этом всем движением в целом – но только видимость, конечно. Потребности в “человеческой”, культурной позиции, в объединении… охватывает всё и вся, объединяет все классы, обгоняет гигантски всякую партийность, встряхивает людей, ещё далеко – далеко не способных подняться до партийности. Насущность ближайших, элементарно необходимых прав и реформ отодвигает, так сказать, помыслы и соображения о чем-то дальнейшем. Увлечение происходящей борьбой… заставляет идеализировать эти ближайшие, элементарные цели, рисует их в розовом свете, облекает даже их иногда в фантастический костюм… Всё и вся как будто “беспартийно”; всё и вся как будто свивается в одном… движении… Идея беспартийности не может не одерживать при таких условиях временных побед” (4).
Мнимая беспартийность может быть результатом проявления междуклассового положения участников политики. Это особенно характерно для интеллигенции. Роль её в политических процессах очень большая, поскольку она является непосредственной носительницей знаний. Но социальный статус интеллигенции имеет промежуточный характер.
Промежуточными называются слои, занимающие самостоятельное место в структуре общества, но обладающие типообразующими признаками нескольких классов. И вот одна часть интеллигенции примыкает к буржуазии, другая – к мелко-буржуазным слоям, третья – к пролетариату. И в каждом случае она несет на себе их отличительные черты.
Отсюда интеллигенция есть не самостоятельный класс, а особый классоподобный слой. И это обстоятельство приводит к тому, что интеллигенция (по разъяснению Ленина) иногда искренно возводит своё междуклассовое положение в принцип внеклассовой политики и начинает говорить о будто бы мешающей делу “партийной узости”.
В действительности же, пишет Ленин, здесь отражается лишь смешное и жалкое самомнение людей, оторванных от массы и чувствующих необходимость прикрыть свою вызванную оторванностью политическую слабость (5).
Мнимая беспартийность может быть результатом сознательного, злонамеренного обмана. К нему обычно прибегают господствующие силы для сокрытия от масс сути существующих несправедливых порядков. Поэтому поводу Ленин писал: “Кто же не знает, что ссылка на беспартийность тех или иных учреждений является обыкновенно не более, как лицемерной фразой в устах правящих классов, желающих затушевать то, что существующие учреждения пропитаны уже в 99-ти случаях из ста самым определенным политическим духом?” (6).
Особенно это касается государственных учреждений. Государство – самый главный политический институт. Это – орудие политической власти господствующих в обществе классов. Поэтому государственные учреждения насквозь классовостью, партийностью пропитаны. И когда трудящимся начинают внушать, что то или иное государственное учреждение надклассово, надпартийно, то это. Конечно. Обман. Государственные учреждения создаются господствующими классами. Чтобы с их помощью навязывать свою волю всему обществу.
Это же во многом относится и негосударственным учреждениям. Которые господствующие классы частенько создают для того, чтобы свою волю, свои интересы реализовать под их прикрытием.
К злонамеренному обману нередко прибегают и различные политические авантюристы и шарлатаны. Прикрываясь надпартийностью, беспартийностью, они фактически подчиняют тех. Кого им удается обмануть, антинародной партийности и антинародной политике.
Наконец, мнимая беспартийность может быть результатом безразличия и равнодушия людей. Такая беспартийность составляет неотъемлемый признак обывательско-мещанской психологии. Психология эта, как известно, нацелена только на одно – независимо ни от чего комфортно устроится в жизни. И, значит, ни о какой активной позиции, ни о каком участии в решении общественных проблем здесь не может быть и речи.
Ленин дал этому типу беспартийности такую характеристику: “Беспартийность есть равнодушие к борьбе партий. Но это равнодушие не равняется нейтралитету, воздержанию от борьбы, ибо в классовом обществе не может быть нейтральных… Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силен, того, кто господствует. Кто был равнодушен в России к самодержавию до его падения…, тот молчаливо поддерживал самодержавие. Кто равнодушен в современной Европе к господству буржуазии, тот молчаливо поддерживает буржуазию. Кто равнодушно относится к идее о буржуазном характере борьбы за свободу, тот молчаливо поддерживает господство буржуазии в этой борьбе… Политическое безразличие есть политическая сытость. “Безразлично”, “равнодушно” относится к куску хлеба человек сытый; голодный же всегда будет “партийным” в вопросе о куске хлеба. “Безразличие и равнодушие” к куску хлеба означает не то, чтобы человек не нуждался в хлебе, а то, что человеку всегда обеспечен хлеб, что он никогда не нуждается в хлебе, что он прочно пристроился к “партии” сытых. Беспартийность в буржуазном обществе есть лишь лицемерное, прикрытое. Пассивное выражение принадлежности к партии сытых, к партии господствующих, к партии эксплуататоров” (7).
Вот так обстоит дело с различными выражениями мнимой беспартийности. С точки зрения объективных последствий не имеет существенного значения, какая из этих беспартийностей имеет место. В любом случае это именно мнимая беспартийность, псевдобеспартийность. Она искажает подлинное положение дела, затрудняет понимание происходящих процессов. И что хуже всего – она приводит к ошибке в оценке действующих в политике сил, вследствие чего широкие массы действуют часто не во благо себе, а во вред.
Наоборот, осмысленная, строгая партийность, четкий классовый подход к анализу и оценке действительности составляет решающее условие сознательной, ясной, определенной и принципиальной политики. И Ленин специально подчеркивал, что беспартийность есть идея буржуазная. А партийность – идея социалистическая (8).
Из этих установок мы можем для себя вычленить по крайней мере три главных, первоочередных, непреходящих задачи:
1. Постоянно и осознанно обеспечить строгую коммунистическую партийность в своей собственной среде, в собственном поведении каждого из нас. То есть строго стоять на классовой точке зрения при решении любых общественных проблем. Даже самые широкие, так называемые общечеловеческие, общенациональные, общегосударственные проблемы мы должны пропускать сквозь призму классовых отношений и заботится о том, чтобы эти проблемы решались в первую очередь в интересах широких трудовых масс.
2. Неустанно и грамотно разоблачать идею беспартийности как абсолютно несостоятельную и лживую. Показывать, что любая беспартийность – мнимая, что под её покровом всегда скрывается партийная заинтересованность определенных социально-классовых сил, отстаивающих свои совершенно определенные интересы. Сегодня в России нашей коммунистической партии противостоит буржуазная и мелкобуржуазная партийность. И нам нужно подлинное лицо этой партийности народу показывать.
3. Настойчиво добиваться, чтобы широкие массы (т. е. наша социальная база, наш, так сказать, электорат) всё более и более становились сознательно партийными, всё более и более переходили на почву нашей коммунистической партийности.
Эти задачи должны пронизывать всю нашу деятельность и решаться одновременно.
Вот что, на мой взгляд, следовало сказать о проблеме партийности и беспартийности в политике.
Использованные источники 1. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.1. С. 422. 2. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 19. С. 109. 3. Там же. Т. 32. С. 190. 4. Там же. Т. 12. С. 136. 5. Там же. Т. 16. С. 40; Т. 24. С. 66. 6. Там же. Т. 7. С. 349. 7. Там же. Т. 12. С. 137-138. 8. Там же. С. 138.
На оглавление |